advertisement

Работа под ключ

03 февраля

Верный признак, отличающий хорошего сборщика от халтурщика - соблюдение момента затяжки крепежа. Это особенно важно при ремонте силового агрегата - самой сложной части машины. Крепеж куда чаще перетягивают, чем наоборот, иногда создавая усилие в несколько раз больше предписанного в сервис-мануале. Сколько шпилек и картеров испорчено такой вот «затяжкой до отказа»! Цена вопроса - новые недешевые детали, отложенный на недели и даже месяцы ремонт и репутация мастера. Или же - долговременное вложение в сервис-мануалы и динамометрические ключи, коих сегодня великое множество. Остановимся на них подробнее, а затем расскажем, чем можно их заменить в случае крайней необходимости и как определить момент затяжки при отсутствии указаний производителя.

Самые распространенные и точные динамометрические ключи - трещоточного типа. Их основная часть - храповой механизм с пружиной, микрометрическим винтом и шкалой, очень похожей на шкалу микрометра. Вначале выставляем нужный момент на шкале, а затем плавно затягиваем ключом крепеж до щелчка (одного достаточно). Направление вращения можно менять флажком на головке ключа или просто переставляя ее в ручке (отжав стопор и вынув головку).

Есть в продаже и стрелочные ключи. В них упруго деформируется ручка, а момент отсчитывается по шкале, на которую указывает неподвижная стрелка. Они в целом дешевле трещоточных, но менее точны. В отличие от трещоточных, у них нет ограничения по передаваемому усилию и «особо одаренные» механики запросто «сворачивают им голову», что тут же заметно по отклонению стрелки от нулевого положения без нагрузки. Можно, конечно, выгнуть ключ обратно или подогнуть стрелку, но доверять его показаниям после такого «ремонта» я бы уже не стал. Кроме того, недостатком стрелочных ключей является необходимость наблюдать за шкалой, а делать это надо, глядя прямо на нее, что не всегда удается. Ориентироваться на щелчок куда проще. Есть ключи со шкалой часового типа, они сравнимы по точности с трещоточными, но неудобство считывания показаний остается. Есть и складывающиеся при достижении заданного момента ключи, ими можно при необходимости довернуть крепеж на нужный угол. Есть и более точные цифровые.

Каждый ключ имеет свой рабочий диапазон. На практике большинство моментов затяжки варьируется от 1 до 20 кгом (10-200 Н-м). Чтобы закрыть этот диапазон, потребуется минимум два ключа. Если нужного под рукой не оказалось, поможет пружинный безмен и обычный ключ с длинной ручкой. Безмен цепляем за конец ручки и тянем за него ключ по касательной (то есть строго перпендикулярно ключу, в плоскости вращения). Определяем момент по правилу пропорции: если длина ключа от оси головки до места зацепа безмена, скажем, 1 метр, то момент (в кгом) равен показаниям на его шкале (например, 5 кгс). Если длина ключа вдвое больше (2 м), то момент затяжки будет вдвое больше показаний безмена (10 кгом), если ключ длиной 18 см, то момент окажется 5x0,18=0,9 кгом и т.д.

Основной принцип работы с любыми динамометрическими ключами - передача усилия по оси вращения. Любой шарнир сильно искажает показания (реальный момент затяжки будет меньше), поэтому лучше подразобрать узел (отвести мешающие шланги, провода), при необходимости надставить ключ удлинителями - но не карданными шарнирами.

Несмотря на все преимущества трещоточных ключей, есть одна работа, для которой они подходят плохо, в отличие от стрелочных и цифровых моделей или безмена с рычагом. Это определение момента сопротивления вращению, например для оценки эффективности стояночного тормоза скутера. Трещоткой можно задать лишь границу допуска, чтобы определить грубо: исправен - неисправен.

Наконец, есть множество соединений, для которых момент затяжки не указан. В этом случае учитываем вид крепежа и материал деталей. Для болтов общего применения можно ориентироваться на размер ключа, а также на диаметр и шаг резьбы. Термообработанный крепеж из углеродистых сталей допускает значительно большие моменты затяжки. Его можно отличить по цвету (черный), выбитым цифрам на головке болта, наконец, твердость можно оценить надфилем. Однако важна и ответная часть. Например, детали из алюминиевых сплавов ошибок в затяжке не прощают. Более короткий болт (нередкая ошибка при сборке), немного «поплывшая» резьба, перекос детали - все это часто приводит к непоправимым последствиям.

Not found