advertisement

«Карманники» взрослеют

03 февраля

Мини-снегоходы появились не случайно. Ведь между топающим по снегу рыбаком с ящиком на веревке и с комфортом восседающим на полноразмёрном снегоходе - громадная пропасть. Но природа, как известно, не терпит пустоты, и первыми в эту нишу лет восемь назад устремились так называемые мотобуксировщики (в народе - «мотособаки»). Их коммерческий успех подтолкнул мелких производителей сделать второй шаг - к более комфортной машине, при этом сохранившей главные достоинства буксировщика - низкую цену и возможность перевозки в автомобиле.

Новинка этого сезона - мини-снегоход ArmadA 5R150 - смотрится уменьшенной копией «взрослого». Причина в том, что он не трансформер, и можно позволить в конструкции классические решения. Но при этом 5R150 не совсем детски^,- и кубатурой двигателя, и размерами водительского места. По крайней мере, я с ростом 183 см не испытывал больших неудобств.

Концепция машины определена на сайте компании: «не монстр целины...» Собственно, это видно по конструкции гусеницы - узкой, -короткой и к тому же с большим углом атаки, так что на опорную поверхность остается, как говорится, с гулькин нос. Поэтому проходимость аппарата сравнима с проходимостью мотоцикла эн-дуро. А вот мощности мотора хватило бы и на большее - заявлено 13 л.с! К слову, это в два раза превышает мощность двигателя первого снегохода Армана Бомбардье Ski-Doo SK-60 - а тот возил двоих по любому снегу.

В отличие от распространенных трансформеров, у SR150 в трансмиссии вариатор. Собственно, весь агрегат - от скутера, хорошо отработанный в Поднебесной клон хондовского мотора GY6. Заметны лишь добавленный дефлектор на воздухозаборник и другой рычаг тормоза в задней части моторной «ноги». И еще применен ручной обогатитель вместо скутерного автоматического.

Контрольных приборов нет (в том числе топливомера), не предусмотрены ни обогрев рукояток, ни резервная система запуска (основная - штатный электростартер). Необходимый минимум освещения -фара и задний фонарь - присутствует. Пользоваться ими придется наверняка - зимний день короток!

Лыжи, как и гусеница, - без изысков. Изготовлены они из стали и довольно узкие пластиковые расширители не предусмотрены.

На ходу 5R150 маневрен, но из-за короткой базы и малой колеи лыж его устойчивость - постоянная забота водителя. Проблема же отсутствия заднего хода легко решается с помощью мощной ручки позади сиденья. Больше вопросов вызывает другой фактор - одноместность. Никаких шансов посадить пассажира, даже ребенка, или разместить груз - для этого нужны сани, а их цеплять не к чему. Впрочем, подавляющее большинство «карманников» лишнего на себя тоже брать не хотят.

Другая новинка - снегоход-трансформер Irbis Dingo Т125 -разработка наших соотечественников-энтузиастов. Это уже вторая, модернизированная версия после основательной «работы над ошибками». В «Мото» №3-2013 мы подробно рассказывали о его происхождении и конструкции, поэтому сейчас остановимся на доработках.

Их оказалось немало. С первого взгляда заметна другая форма фары, кожух бака стал более обширный и частично закрывает верх задней части двигателя. Двигатель - хорошо знакомый «каб» китайского производства - подрос в «кубах» и «лошадях» и при этом получил масляный радиатор.

Фактически теперь проблема возможного перегрева не стоит. Производитель мотора остался прежний - Loncin (№2 в рейтинге мотопроизводителей КНР по объемам производства). О качестве говорит и тот факт, что на этом заводе выпускают 650-кубовые моторы для BMW.

Существенно переработана трансмиссия: три передачи вперед, нейтраль и реверс. Передачи - режимные, то есть их не переключают по мере разгона, а каждая рассчитана на свой режим движения. Первая для самых тяжелых условий или езды с санями (фаркоп предусмотрен), третья - для ровного укатанного снега или льда. По результатам обсуждения предыдущей модели на форумах, на новой установили более надежный натяжитель приводной цепи гусеницы. Появился и резервный пусковой девайс - ключ с трещоткой: прилагаемая к нему головка надевается на выходной вал КП. Я попробовал ей воспользоваться: запустился мотор с первого рывка.

Не забыли и о ходовой части: увеличили клиренс и угол атаки гусеницы. Подвеска катков гусеницы - балансирная, на листе рессоры. Материал и конструкция лыжи с одним подрезом теперь такие же, как у «взрослых» снегоходов. Переработана и передняя подвеска (конструкторы вставили внутрь основной пружины амортизаторов дополнительную): она стала жестче. Теперь «дикая собака» не клюет при сбросе газа или повороте, как случалось на прежней модели Т110. До разумного уменьшили угол поворота лыж.

Порадовали пользовательские удобства: ветровик, двухрежимный обогрев рукояток, большой короб для вещей под сиденьем (раньше был небольшой ящик), приличный электронный блок приборов.

На его табло отображаются: скорость, обороты, пробег. Вверху - лампы: номер передачи, сигнализатор перегрева масла. Указатель топлива - все тот же, механический, только ярче выделили красным зону резерва. Тут тоже есть фара и задний фонарь, последний - на «вечных» и экономичных светодиодах.

Как и прежде, есть розетка («гнездо прикуривателя» - как сказали бы до антитабачной кампании), появилась система аварийного глушения двигателя («отрыв») на связке с ключом зажигания. На левом пульте кнопка стартера и переключатель света, клавиша «Стоп-двигатель».

На ходу Dingo Т125 стал более адекватным и приблизился к «большим» снегоходам. Правда, если сесть ближе к рулю, левая нога упирается в рычаг селектора трансмиссии - его форму, надеюсь, изменят в будущих версиях.

К достоинствам аппарата, если сравнивать его с мотобуксировщиками и другими мини-снегоходами, относится двухместное сиденье, багажник, ящик для инструмента и мелочевки, подвеска гусеницы и лыж, обогреватели ручек и ветровое стекло. К тому же снегоход быстро разбирается без инструмента на три основных части: моторный блок, гусеницу с подвеской и рулевой блок (габариты максимальной части: 1040*450x300 мм -вполне поместится в багажник легковушки). Дополнительно отсоединяются лыжи, багажник, руль и подседельная рама с багажным отделением.

Not found