advertisement

Кибитки удалые

03 февраля

По просторам Рунета бродит история. Как-то ради эксперимента в одной из школ первоклашек попросили нарисовать иллюстрацию к отрывку из пушкинского «Онегина»: «...Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая...» Вышло весьма занятно. Кибитка предстала неким летательным объектом кубической формы, а бразды пушистые, которые она забрасывает бомбами, - зверьками, помесью бобра с дроздом.

Про эту историю я вспомнил не случайно. Ранней весной прошлого года, глядя на то, как угловатые Arctic Cat вспарывают снег Хибин и при любом удобном случае отрываются от земли, так и подмывало представить на месте тех лихих повозок именно «котов». Хотя бы таких, как сумасшедший XF1100 Turbo образца 2013 года, чей рубленый белый силуэт заприметил одним из первых. Чуть больше «литра» объема и паспортных 177 «лошадей». Шик? Ши-и-ик... Но какой смысл запоминать название, когда оно с этого года все равно сменилось на XF 9000?

Переименование затронуло всю модельную линейку. Да так, что в хитросплетениях обозначений сам черт голову сломит! Как и раньше, снегоходы Arctic Cat разделены на несколько обособленных семейств. Литерами ZR теперь обозначаются спортивные модели, XF- кроссоверы, М - «гор-ники», Т - туристы, Family Trail - старые спокойные машины для всей семьи (в том числе и «снежик» для детей), a Bearcat-стопроцентные трудяги.

Вторая, цифровая часть указывает на установленный под капотом двигатель. Причем по сложившейся традиции у подавляющего большинства он будет производства Suzuki. К примеру, под серией 500 скрывается 85-«лошадный» 2-цилиндровый «двухтактник» из Хамамацу объемом 499 см5. Серия 570 - это тоже 2-цилиндровый двухтактный мотор, имеющий в запасе скромные 65 л.с. и 565 см3. Цифрой 5000 обозначена 125-сильная четырехтактная «двойка» объемом 1056 «кубов». А упомянутый выше 9000 - де-факто тот же самый мотор, но только с турбонаддувом. Ну и 8000 - еще один резвый 794-кубовый «двух-тактник» с потенциалом более 160 «кобыл».

Из общего сузучьего ряда выбиваются лишь два силовых агрегата. И один из них устанавливается на XF 7000 Cross Country Sno Pro.

Вот так всегда. Вечно в голову лезут самые сумасбродные идеи, точно по Гоголю: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазаровича...» То есть вот бы взять и скрестить тяговитый и отзывчивый 3-цилиндровый «четырехтактник» Yamaha Genesis с крепким и легким шасси какого-нибудь Ski-Doo... Признайтесь, кого-то из вас подобные мысли наверняка посещали? Как минимум страдающих (или наслаждающихся - как посмотреть) сне-гоходной зависимостью. И думается мне, инженеры Arctic Cat - тоже из числа подсевших... Во всяком случае, именно они скрестили свое кроссовер-ное шасси ProCross с ямаховским мотором Genesis 130, дав такому симбиозу «семитысячный» индекс. Оно и понятно: все-таки Suzuki постепенно сворачивает производство снегоходных моторов... Пожалуй, вышло неплохо. Стоит подойти ближе и приглядеться...

Каждый агрегат по отдельности (бесспорно!) великолепен. Платформа ProCross в версии Sno Pro, невзирая на слегка перетяжеленную «четырех-тактником» переднюю часть, имеет приемлемую развесовку и отличную эргономику (не говоря уже об энергоемкой подвеске с газовыми амортизаторами Fox). А «тройка» Yamaha наделена мощной тягой во всем диапазоне оборотов. И их совместного потенциала достаточно, чтобы при наличии минимального опыта покорить любые заснеженные пространства. А уж поставить на место зарвавшегося молодчика - и подавно! Возникло желание прыгать и мчать, не разбирая направления? Да пожалуйста! Хотя все же не стоит забывать, что это и не «горник», и не «гонщик», а в меру универсальный кроссовер. Однако от бодрого прохвата в предгорьях Хибин осталось едва уловимое горькое послевкусие, словно где-то что-то не досмотрели, не доделали... Потому как в недрах ямаховского FX Nytro, который и стал донором, этот «литр» казался... органичнее, что ли.

И ведь похожие чувства вызывает не один лишь XF 7000. Тот же турбированный монстр XF 9000 High Country Sno Pro, уж насколько силен и могуч, тоже далеко не безупречен.

А все потому, что ему неинтересны такие никчемные мелочи, как преодоление «гребенки» или тягомотная суета с черепашьим темпом. Ему подавай высокие цели, скорость. Там, где обычные двигатели уже выдыхаются, турбонаддувный мотор, наоборот, только-только набирает в легкие воздуха и начинает жить. Ему все равно, сколько на спидометре: 100, 120 или 140 км/ч. Гашетку выжал на всю - и понеслась! Вверх по склону либо по бескрайней пересеченке - о да...

Тем не менее именно в непростом характере кроется его основная проблема. Потому как турбояма хоть незначительна, но она все-таки есть: ротор априори не может раскрутиться мгновенно, а ответ на команду газом никогда не будет столь же молниеносным, как у «атмо-сферника». Вот и выходит, что на серии холмов ты «открываешься», но вместо желаемого взрыва ускорения поначалу получаешь умеренную тягу. А когда вползаешь на вершину очередного перегиба «гребенки» и вроде как готовишься аккуратно спуститься вниз, «девя-титысячник» вдруг просыпается - и ка-а-а-ак рванет!.. Поздно! Пора уже «закрываться». Не езда, а дерготня сплошная. Думал, он сумеет отыграться в дисциплине по катанию в свече - не вышло. Столь нужных для первичного рывка «низов» все равно нет...

Зато его собрата XF 8000 High Country Sno Pro даже просить не надо! Одним рывком загрузил задний край подножек (их форма для подобных целей крайне удачна), чуть дернул руль на себя, жмак курок газа - хоп! - и он пошел, пошел, пошел... Можно держать в угле бесконечно - хватило бы места. А ведь шасси - такой же ProClimb, что и у «девятитысячного»!

Никакого секрета нет: просто 794-кубовый «двухтактник» сам по себе легче своих четырехтактных собратьев, а значит, и общая масса меньше - вот и результат. Отчего и в целине он чувствует себя лучше, контро-лируемее. Да    и выстреливает с места на порядок интенсивнее варианта с турбо.

Впрочем, главная новинка еще ждала впереди - Arctic Cat ZR 6000 El Tigre ES.

Про «тигриное» прозвище, прославившее марку в конце семидесятых и вдохнувшее жизненные силы в начале восьмидесятых, в американской компании вспомнили не на пустом месте и не ради пущего маркетингового эффекта. Новейший короткогусеничный El Tigre стал первым за многие годы «снежным котом», внутри которого бьется собственное, а не донорское сердце.

При имеющихся в наличии 123 «лошадях» и 107,8 Н-м оно мертвым быть не может. Оно живое! Пусть и без огня. С тяговитыми «низами» и бодрыми «верхами», а также чуткой реакцией на открытие дросселя. Сколько нажал - столько и получил. Дефицит крутящего момента ощущается разве что на скоростях крепко за сотню. Поэтому, увидев несколько месяцев спустя сверхтехнологичную «двойку» С-ТЕС2 также на легком «гор-нике» М 6000 Sno Pro (153) и заряженном «спорте» ZR 6000 Sno Pro RR, ни капли не удивился. Отличный вышел двигатель! Заглянуть бы еще в будущее да узнать, что у него с надежностью... Мало ли что.

А вот откуда точно не стоит ждать сюрпризов, так от ходовой части. В ее основе - известная по другим моделям платформа ProCross в комплектации Sno Pro, где к А-образным рычагам фронтальной подвески Arctic Race прикручены амортизаторы Fox Float 3, а внутрь задней «тележки» FasTrack- относительно бюджетные IFP. Даже в таком виде El Tigre собран и точен - и поворачивает охотно. Настолько, что стало интересно, как же поедет версия RR, где стоят уже не простые, а топовые «фоксы»: моделей FLOAT X EV0L и Zero-X.

Но... Что ждет «Тигра» на российском рынке? Не превратится ли он в паленую кошку? Ведь чисто спортивные модели у нас не слишком жалуют. Отчасти на его стороне эффект новизны. Да и применение последних технологий тоже сыграет в плюс. Любят же у нас все самое-самое.

Not found