Такой дорогой и такой недоступный автокредит

23 февраля

Как утверждает агентство «Автостат», в настоящий момент в кредит приобретается практически каждое второе авто в Российской Федерации. Статистика показывает, что в 2007 г. было продано 2,4 миллиона машин и из них 1,15 миллиона было приобретено в кредит. Но вот вопрос: не будет ли необходимости русским отвыкать от столь хорошей программы из-за нагрянувшего финансового кризиса?

Повышение процентных ставок по автокредиту и сокращение объемов выдачи было предпринято в сентябре-октябре многими банками России. Среди прочих в их число вошли: Абсолют банк, Альфа-банк, Авангард, Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ 24, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Юниткредитбанк. Основной причиной таких действий руководства банков называют вздорожание фондирования и изменение рыночной конъюнктуры. Если принять во внимание существующий ныне недостаток дешевых средств с Запада, это не является странным. С другой стороны такое поведение наталкивает на мысль о том, что на самом деле рост процентных ставок вызвано не только желанием выправить финансовое положение банков, но и отвадить возможного заемщика, о чем свидетельствует также и тот факт, что существующие критерии надежности кредитов весьма ужесточились.

Уменьшится ли спрос на автомобильном рынке из-за сокращения объемов кредитования и роста процентных ставок? Казалось бы – ответ на поверхности, ведь при уменьшении автокредитного рынка в два раза, вполне закономерным будет и сокращение автопродаж где-то на 20-40 процентов. Однако для покупателя эти новообразовавшиеся 1-3 процента удорожания большой роли не имеют, поскольку ставки в России традиционно высоки, а спрос на автомобили никогда не уменьшался. Отвратит ли такое небольшое повышение ставок отечественных заемщиков? Действительно ли банки откажутся от столь внушительной доли скорого и наиболее надежного чем иные виды кредитов, проверенного автокредитования?

Специалисты Ассоциации Европейского Бизнеса в России подсчитали, что в 2008 г. объем продаж иномарок в РФ увеличился на 40 процентов по сравнению с предыдущим годом (за девять месяцев было реализовано 459392 авто). В сентябре же этот рост составил лишь 22 процента. Это свидетельствует о значительном спаде продаж, который прежде всего затронул такие распространенные на российском авторынке модели как Hyundai Getz (8%), Kia Spectra и Chevrolet Niva (9%), Daewoo Matiz (11%), Kia cee'd (12%), Renault Logan (15%), Ford Focus (22%), Hyundai Accent (28%), Chevrolet Lanos (35%).

Как же обстоит ситуация с автокредитованием, скажем,  в Зеленограде? Зеленоградские автомобильные салоны комментируют эту непростую ситуацию, сложившуюся на автомобильном рынке, и делятся своими прогнозами на грядущее следующим образом:

Прежде всего, они отмечают падение уровня продаж до 30-ти процентов. Этот скачок ставок кредита доставляет большое неудобство автодилерам, которые, как и самый обыкновенный покупатель, берут немалые банковские кредиты для приобретения автомашин у дистрибьютера. Именно поэтому они оказываются между двух огней: банки поднимают кредитные ставки, а клиенты не имеют особого желания покупать авто с такими невыгодными условиями выкупа кредита.

В основном люди берут кредит на приобретение автомобиля со стоимостью в пределах четырехсот тысяч рублей и объем продаж упал именно в этом ценовом диапазоне. Аналитики утверждают, что это только начало кредитного кризиса. Немаловажную роль в том, как автодилеры его преодолеют, играет банковская политика, качество и условия предоставляемых кредитов.   

Влияние роста процентной ставки отмечают и многие менеджеры отдела продаж. По их словам людей, имеющих желание приобрести авто стоимостью от 500 тысяч рублей, уменьшилось приблизительно на треть. Однако объемы продаж  автомобилей стоимостью до 250 тысяч остается на прежнем уровне.  

Некоторые напротив, отмечают рост продаж до 10-ти процентов, объясняя это тем, что реализация автомашин – явление сезонное. Кредиты как правило, берут на те авто, стоимость которых составляет около 300-350 тысяч рублей. Несмотря на то, что банки увеличили время рассмотрения заявки на кредит до 5-ти дней, и процентная ставка возросла, люди не отказываются от выплаты кредита и продолжают оформлять документы на приобретение машины. 

Таким образом выясняется, что несмотря на увеличение кредитных ставок, покупателей меньше не стало. Банковские ставки колеблются в диапазоне 0,5-2 процентов. Рост ставки в «Сбербанке» сдерживается в пределах 1-го процента. Однако большинство банков отказываются от отечественной валюты и выдает кредиты в евро и долларах. Кредиты в рублях выросли до 16-20 процентов.

В мае часть автомобилей, проданных в кредит, составила 45 процентов от общего объема, в летнее время она колебалась в пределах 40 процентов, в сентябре упала до 37 процентов, а в середине октября снова возросла до 42 процентов.